Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

  16.11.2011.     " Очерк о  нашей психологии. ( или, кто такие психологи, чем занимается психология );

Психология - это - и совсем, и уже, -  не шелест анкет - тестов......   Посмотрел фильм П. Лунгина " Остров" и вот какое впечатление  о нашей психологии вынес из увиденного. Сюжет фильма  таков.  Отец Анатолий в  военной своей юности в сильнейшей стрессовой ситуации собственного  пленения, испытав  приступ  ужаса и паники , смалодушничал, как он сам говорит впоследствии, и выстрелил в своего шкипера из пистолета , который его заставил взять в руки немец. Тихон( шкипер) падает с баржи в воду, а Анатолий впадает  в истерику после случившегося. Немцы,  бросив его на произвол судьбы,заминировав баржу с углём и взорвав её, отплыли восвояси. Анатолий, чудом выжив и попав в руки монахов какого - то островного монашеского  скита, не ведая о судьбе Тихона,   всю свою жизнь живёт с чувством совершённого им страшного греха - убийства человека, замолить который не в силах в течении всей жизни . И лишь в конце фильма, жизни, узнав, что шкипер  Тихон выжил, наконец успокоившись ,тихо и смиренно  умирает......  А мне подумалось : как же пародоксально , трагически может человек прожить свою жизнь. По сути ,ценой драмы своей жизни он невольно отвёл от себя и от Тихона уже неизбежную трагическую смерть. Останься они в куче угля ненайденными немцами, погибли бы оба во время взрыва баржи. Не выстрели он в Тихона, немцы бы не промахнулись - расстреляли бы  уже их обоих.  Практически смерть была неизбежна и лишь чудо случая отвело её от  героев фильма. Знай об этой неоднозначности происходящего с нами Анатолий на заре своей юности и жизни, услышь он сразу после своего спасения от другого человека такое понимание его поступка  - "это лучшее, что ты мог сделать для жизни своей и Тихона"- он прожил бы  её иначе и совершенно другим человеком, с другой душой. Отец Анатолий  и сам так поступил, когда своей прихожанке разыграл сценку с известием о том, что её муж не погиб на войне, а жив и проживает во Франции, только болеет сильно.  Насколько же наше представление о том, что и как в своей жизни мы свершили, может определять,  как мы с этим в душе проживём наше предстоящее нам наше будущее ! Порой в психотерапии, в психоанализе встаёт подобная практическая психологическая задача : помочь клиенту что-то иначе понять, узнать, переосмыслить, вспомнить из собственной жизни в прошлом, чтобы в будущем начать проживать её немного иначе, чем она представляется в настоящем. Это я о том, над чем, порой ,работают психологи на практике. Но совсем другими методами , нежели пожизненное церковное  покаяние и замаливание религиозной  греховности. С моей точки зрения психолога, Бог прощает верующему  в него человеку его приписанные им самим себе грехи в том случае, когда человек сам себя простил и , как сказал Ф. Ницше, у человека появляется мужество и право своё "так случилось" переименовать в " я так хотел". Если, добавлю я от себя, сложность судьбы человека не превышает возможностей его   личного мужества.  Возможности психологии помочь отцу Анатолию на мой взгляд  очень скромны: персонаж этот неизбывно трагичен. ....
    Но даже такому светлому и лиричному человеку, как  Шурик  из фильма Л. Гайдая  " Кавказская  пленница", в его  мгоновения виноватости и удручённости тоже  необходимо, чтобы кто-то на его мучительный вопрос - скажите, часовню тоже я  ?....-успокоил  бы : "нет, это не вы. это было до вас, в 14 веке ....".  И над поисками  возможностей таких ответов и для таких людей тоже размышляет психология. И лично совместно с авторами  этих вопросов к самим к себе.