Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

( в редакции от  18.4.2022 г.)                                 " О   г и п н о з е ".

      Это метод.  Воздействия на психику человека, на его психологию.  И как бы не очень технически замысловатый. Одна сторона внушает разумное, здоровое, желанное.  Другая ему  внемлет и -  пробуждается  преображённой.  Думалось  мне. В те времена прекрасного и милого энтузиазма  я полагал , что главное - это оказаться  умным психологом . Оказалось - встретить добродушного пациента . Я даже веровал , что чистая психотерапия - это замена  всего и вся патологического на перорально - вербальное сю - сю - сю , а не обеспечение его  мыслительным , осознаваемостью , что она - изумительный тип - топ " от сих до сих " и не имеет несанкционированного права идти не так , как задумано думающими , казалось бы , участниками  .

           И я решаюсь встать на эту стезю. Кто не начинал гипнотизёром - мечтателем, тот не был психологически легкомысленным. Им побывал и я.

        Но по прошествии стадии неискушённого энтузиазма в психотерапии начали  докучать , хоть и уместные ,   вопросы. Что внушать ?  Почему так низок КПД ?  Почему  возникает  сопротивление  на, казалось бы,  безобиднейшие ,  безопасные  формулы гипнотического внушения , заказанного самим клиентом ?  Внушаю женщине тепло и расслабление. Чему  тут сопротивляться ? Вполне непротиворечивые комфортные телесные состояния . Должны  восприниматься  как счастье в душу !  Ан нет . И  инстинкты , казалось бы , не  против .  Но  чему - то не угодили мои теоритические тепло и расслабление. Формула в психику не проходит. Вникаем в препятствия. На внешнее внушаемое слово - символ психически  благотворного состояния и сопротивление на него должно бы быть представлено  в виде слова- символа  какого - то психического  состояния или мыслеформой  какого - то социального , т.е. психологического , состояния , чувства. Размышляем над этим психологическим кроссвордом , ищем эту  мысль - оплот  сопротивления.  Долго ли коротко ли ,  всплывает  подходящая  разгадка : расслабленность в психику женщины "не пропускает" её же собственный внутренний императив :  " Маша, не расслабляться   :  ты ещё не замужем ! " Т.е.  женщина подсознательно устремлена туда , в ту сферу человеческих отношений , где человека трясёт, где  в идеале  и должно - обязано трясти , особенно мужчину .......  Я  сначала отступаюсь : не хочется  вставать у личного счастья  на пути. Но , замуж - так замуж .  Как вариант гипнотической формулы предлагаю  раскрепощённость . И вновь не проходная формула. Терпение моё (у энтузиастов - быстро ) истощается . Опять поиски внутреннего подсознательного личностного эмоционально окрашенного сопротивления. Наученный, да ещё и поразмышлявший поподробнее над происходящим, я смекаю  : наверное , опять сопротивление в каком - то внутреннем индивидуализированном слогане , в социально - психологической установке .  И - почему же ? А психология женщины нам "отвечает ", что раскрепощённость для неё на отдалённых ассоциативных планах есть , дескать , синоним нескромности, распущенности, вульгарности, бесстыдства, низости, аморальности , греховности....

         Я опускаю  руки. Бывало,  просто опостылевшие 20 килограмм лишнего веса  не убирались гипнозом. А тут , констатирую для самого себя , уже пошли "красные флажки" какого - то социально - религиозного   гипноза. Такие "флажки" так просто гипнозом не снимаются , под гипнозом  не сдаются .  У меня сложилось  предположение , что преодолевать их индивидуальным гипнозом практически безнадёжно или феноменально трудоёмко. И надо ли ? Её практическое опробированное ею саморегулирование булочками - плюшками не столь болезненно, как возможное экстравагантное отреагирование ею  гипнотически в неё вложенным.  Отход от надежд на гипноз в этом случае для меня является 100% её ответственностью и 99% моё профессиональное спокойствие. Не загипнотизировать бы на что - нибудь аналогичное обескураживающе безапелляционно величественное: оно без сомнения должно быть порождено рацио ума, чтобы не оказаться опрокинутым каким - то оппонирующим ему аффектом. Это ещё то зрелище. И ещё тот психологический эксперимент: заложить гипнозом поиск некой метафизической священной субстанции без чётких недвусмысленных индивидуальных  исчерпывающих критериев её опознания в физической доступной реальности. Такие критерии в принципе дефицитарны, неисчерпаемы, если не приобретают, конечно,  качество менталитета.  Индивидуальность может погрузить себя в тотальное поисковое беспокойство и в таком перманентном состоянии проглядеть наличествующее простое земное любимое. И кто возьмётся "разгипнотизировать" гипнотизёра от чувства изнуряющей ответственности за чей - то менталитет? Психоаналитическое лечение даже , казалось бы, чисто соматических расстройств неизбежно прикасается к внутренней культуре пациента, к культуре его межличностных, внутрисемейных отношений.  А культура как раз и должна порождаться осознаваемыми взаимодействиями, а не мягенько въезжать - загружаться в неведающий о ней мозг.  Индивидуальную культуру в гипнозе не трогать!  Динамические психологические  личностные  тренинги и те  способны отчасти  психологически  опустошать и здоровых их участников .  А  тут - гипноз с  абсолютной  ответственностью  на  гипнотизёре......

           То , что предлагаешь людям, достойно быть сначала ими лично разбитым в пух и прах. Это побитое и предлагай им на рассмотрение как формулу гипнотической загрузки. Иначе остаётся сомнение: не посвятит ли себя пациент постгипнотический неуёмной ностальгии по себе догнипнотическому?

          На первый взгляд высокая  гипнабельность пациента должна бы  сулить  психологу и высокую психотерапевтическую эффективность  метода.  Но становилось  тревожно  и  мне самому  перед предстоящей  мне далеко  идущей  глубиной профессиональной ответственностью за  постгипнотическую  жизнь  пациента ........Может , разгадывать психоаналитические этюды проще , чем составлять сознательно  адекватную и  непогрешимую  гипнотическую формулу ?  Вспоминаю опыт З. Фрейда , отошедшего от лечения гипнозом и пришедшего к лечению  многогранными  тематическими разговорами с пациентами ,  заменяющими гипнотическую заряженность  психики мифологизированной массовостью  на индивидуальную  осознаваемость им  личностной посильной тактики и стратегии , оживляющую природную волю составляющую поведения. Задаюсь вопросом : допустимо ли в моей профессии  оставлять человека с мыслью, что  этика и эстетика его интимных устремлений есть продукт гипнотического внедрения , а не его личного вкуса , выбора, стремления, эволюции его  ответственности  за  себя  и  своё  личное ? Этак можно человека загрузить колоссальным  внутриличностным  конфликтом , навести  на что - либо вплоть до изгнания каких - нибудь  бесов   из себя . Вспоминаю собачек академика Павлова , которые в лабораторных  ,  не жизненных , условиях заболевали от такой сшибки нервных процессов  даже обладая  одной сигнальной  системой .  У человека  их  две . Вторая сигнальная  система и создаёт  человеческое в  человеке . Перед ней  и снимаю  шляпу , оставляю ей в каждом из нас ответственность за нас и останавливаю свои упования  на  гипноз .  Не навнедрять идей - но помочь избрать поведение на основе имеющихся и их психологической обоснованности и развитии.

        Это  прореживание  "пунктиков" из социального гипноза уже задача для рациональной психотерапии с предельным осознаванием пациентом , для какого  его личного  состояния  и  качества, потенциала    мы корректируем  его психологию и до каких приемлемых для него пределов, проявлений.  Задача эта в свою очередь потребует для себя психоаналитической предподготовки, интеллектуального потенциала и просвещённости,  к чему , в конечном счёте, эволюционирует вся современная психологическая ( немедикаментозная ) психотерапия, а не психологическое манипулирование ; Итоговое  кредо  звучит , вероятно , пародоксально : помогать вам ,  не отвечая - минимально -  отвечая за вас . Но  это кредо , по моему разумению ,  после работы с психологом щадяще  оставляет  клиента  самим  собой  по  духу , в идеале же  освобождая  его  от  болезненной  симптоматики .   Ликование психолога  - в ликовании  клиента от  возвращающихся  к нему  вкуса , возможности , способности ,  потребности самому отвечать  за  самого  себя .   Гипнотизация  у нас проводится на русском  языке . А он таков , что , произнося первое слово в гипнотической  формуле , невозможно предсказать , каким поведенческим откликом  оно  отзовётся  через 4-6 ассоциативных звеньев ассоциативного ряда у гипнотизируемого . Внуши человеку , например , " ты силён"  , а потом  гадай  , куда он с этой формулой в подсознании пойдёт : к соседу ли по коммуналке , в фитнес - центр ли , втянет животик и , расправив  плечи , подойдёт , наконец , к желанной девушке ?  И ему , слову , не прикажешь :  "остановись , словечко , именно здесь однозначно ты и прекрасно для нас !"  И гипнотизировать приходится на основе лексики и словарного  запаса  клиента : например , братка с паяльником в руках "недогипнотизировать"  до  появления симпатии к нему  британской  королевы . Это можно априори допустить , если этот персонаж  примется за соответствующее  осознаваемое  в целях и методах саморазвитие .

   Возможно , что  гипнотические состояния  оптимальнее  предоставить человеку  испытывать от чего - либо величавого , величественного .

        Это были  размышления о  попытке  внушением  актуализировать в психике женщины два благотворных , как кажется на первый взгляд ,психических состояния : расслабленность и раскрепощённость ( активная расслабленность, активное спокойствие ) . А каково же было психологическое сопротивление на неё ! И я его -  это сопротивление - хорошо по человечески понимаю и принимаю : кто же согласится на расслабленность , на раскрепощённость , личная цена которой ассоциируется с Одиночеством .  И мне , как психологу , сопротивление гипнозу в  клиенте даже  импонирует : я рассматриваю его как  критерий  наличия  какого - то выраженного личностного в нём ресурса, с которым весьма поучительно  встретиться уже в рациональной психотерапии, в экзистенциальной  динамике личностных  смысловых  образований  . В этом случае практики я и для себя  нашёл ответ , укрепился в понимании , для чего я в этой профессии , как себя в ней сохранять гуманным,  и потенциально избавил себя от кошмарного сна психолога : приходит ко мне клиент, вываливает передо мной  из разбитого корыта  собственную жизнь  и изрекает : ты мне её под гипнозом втюхал ( напрограммировал - наНЛПишничал ) - ты и отвечай за неё !  Рационально - Договорная  Терапия  предсказуемее : вдумчиво разъясни  мне куда ты просишься  , и я поищу  и предложу свои возможности  идти  туда . И безопаснее для меня : сам пациент определяет цели , которые он ставит перед терапией , оценивает  соответствие им  качества  психокоррекции , достигнутые результаты и не имеет желания перекладывания абсолютной ответственности  на психолога . Работа с сознанием может фактическую проблему в бессознательном клиента перевести в уже неразрушительное  одно  лишь воспоминание о её факте , а мечту , надежду в бессознательном  может развить в факт биографии человека . 

    Как видим, одно лишь составление адекватной гипнотической формулы, не вступающей в конфронтацию с уже ранее заложенными  социально - психологическими внушениями , или с собственными практическими умозаключениями, установками человека, вовсе  не бесхитросное занятие. И требует для себя  предварительной  работы с сознанием пациента , чтобы составить адекватную формулу гипноза . И без убедительных гарантий, что настройка психики и психологии пациента через гипнотические внушения может превзойти по точности, адекватности и непротиворечивости уже сознательные , рациональные настройки психики, поведения . Надо признать : индивидуальный гипноз, даже ставящий задачей улучшить качество самой жизни индивидуальности, уступает мощности социально - психологических форматов гипноза (*), если те  и препятствуют  целям первого. ( в скобках добавлю : чем понятнее мне становился  характер  этой женщины  , тем  грустнее я смотрел на  собственные возможности  даже   в рациональной терапии  привести его в семейнопригодное  качество .  Это могло бы выглядеть  попыткой  трансформировать психологию Марфушки в психологию Настеньки  из сказки " Морозко ".  Бихевиористы уже пробовали такое  до меня. А гипнозу  в таких категориях , с такими масштабами личностной психодинамики  не совладать  и подавно).

        Добавлю несколько соображений  про русский мат в психологии . Мат в гипнозе не практиковал .  Вероятно, и для перевода матершины из тяжеловесного брутального исполнения в "песню"  для уха  необходим не гипноз , а сознательное  усилие  самого "автора - исполнителя" , т.е. матершинника . В  рациональной психотерапии без него , бывало,  не дотянуться до глубинной психологии , если нечто в ней , выбранное  как терапевтическая мишень , было сформулировано посредством эмоционального  потенциала и такого рода лексики . Это , конечно , нечто,  и для отчаянных  специалистов : матерно - психологический феномен  корректировать другим  матерно - психологическим  феноменом да ещё и в гипнозе !!!  Какое - то предчувствие есть , что , если на русском мате сформировалась некая ментальная конструкция ,  её не разберёшь никакой психофармакологией, ни союзом Священного писания и Кодекса строителя коммунизма  ( мат их обнуляет ) - только  встречным "лесным пожаром "  из  аналогичного  материала . Перефразирую Пушкина А.С. : " .....О, сколько междометий русских нам русский мат одушевил ! "

         Несколько лет назад наблюдал  свадебные  процессии  в необычные календарные даты. Уже по лицам нескольких брачующихся угадывалось, что в самом невинном случае и в недалёкой перспективе  времени  это брак будет ощущаться  недоразумением. Уж не под гипнозом ли редкого сочетания цифр в календарной  дате восторженно свершали  молодые  свой публичный ритуал ? И что им мог бы предложить камерный , индивидуальный гипноз, психолог в этот момент ?

        А в работе  с наркологической проблематикой и вовсе неэтично  гипнозом директивно подавлять влечение к ПАВ без актуализации глубинной личностной мотивации и сознательного движения пациента сперва к простому существованию, а затем и к содержательной жизни в трезвом  состоянии : он может просто погибнуть от сокрушительного рецидива. Ибо ремиссия без смысла - это долгая  добровольная апатия , тоска , душевная пустота .С ними оставлять  человека один на один чревато. 

       С тех пор  практический интерес к гипнотерапии , к психологическому программированию во мне поугас .  Я повернулся к  методам  и взглядам  подальновиднее , проницательнее. Перспективнее  представляется рациональная психологическая коррекция и психотерапия в диалоге. Их отличие : психологическая коррекция работает с чертами характера , со свойствами личности , его установками на жизнь , прогностически ,  потенциально неблагоприятными для здоровья человека и его  социального  поведения. В реальности это мало кого искренне интересует за пределами детско - подросткового возраста  в формате психогигиены , психопрофилактики , психологического консультирования . Психотерапия же работает с теми же  личными  качествами, но когда они уже структурировали жизнь человека  в такой клубок эмоциональных противоречий и аффективно - поведенческих конфликтов и конфронтаций  , который становится истощающим  для физических ресурсов организма , и в котором уже проявились или соматические ( телесные ) проблемы здоровья , или сформировалась и проявилась   угроза поведения  , сопряжённого с патологической характерологией.

        В психологической коррекции и психотерапии   не следует ожидать  безмятежности сна в  гипнотическом трансе. Критерий их эффективности - перемены в психологическом качестве ваших переживаний , вашего долгосрочного жизненного поведения. Пока же - и ещё какое - то время  будет - доминирует  фармакопсихотерапия : сейчас здесь главные клиентские  заказы , ожидания , профессиональные амбиции и  вершины  гонораров специалистов .

     (*) - см. " Социальный гипноз и индивидуальное сознание "       

P.S.  А я отныне кто угодно, но не автор и не источник в другом доверившемся мне человеке его осознанности и понимания гипнотического происхождения в нём и самой счастливой его семейственности.

© 2011. Психолог Дёмкин О.Н.. Все права защищены.