( редакция от 4. 11. 2019 г. ) " О нюансах работы в детской , подростковой психологии."
Они следующие. Во- первых , я занимаюсь с детьми в возрасте , когда они лично сами из внутренних психологических побуждений способны и готовы хотя бы задуматься о помощи из вне . Во - вторых , как бы скрупулёзно и ответственно ни работал с детьми , редко когда случается однозначно сказать самому себе, что сделал всё лучшее и исчерпывающее , достаточное из того , что следовало делать; Это первое. Во - вторых, я не настолько обеспеченный специалист, чтобы уже работать без оплаты. Но и получать гонорар за работу с детьми даже при несомненном благотворном результате неуютно с моральной точки зрения. Вообще, российские психологи ( не психиатры) в целом , а детские в особенности, находятся в столь приниженном статусном и финансовом положении, что имеют право за свою работу даже ( а , может ,и особенно ) с детьми получать хоть какой - то выразительный гонорар . Вроде бы и церковь уже позволяет себе брать оплату за всевозможную ритуальную обрядовую бижутерию ( иконки, свечки, крестики , благовоние , хлебушек и т.п. ), за благословения, крещения детей , освящение и т.д., а потом всю ответственность за происходящее с человеком в дальнейшей жизни переадресовывать строго Воле Божьей : дескать , процедура наша - ответственность Его ... А всё равно бывает неловко, хоть детская психотерапия далеко не сиюминутный магический ритуал - обряд : в ней необходимо реально дотошно работать - и как работать! - на зримый результат уже сейчас же и без иллюзии, что кто-то другой потом примет всю ответственность за проделанный тобою труд на собственную Волю...;
Кому заниматься с детьми ? Психиатрам или психологам ? Если из поведения ребёнка мысленно изъять всё , что психиатры квалифицируют как расстройство поведения , то от поведения , как такового , уже мало что и остаётся. Как если бы из человека изъять всё , что религия именует греховным , от человека немного что останется даже для ведения психиатрии . Как известно, А.С. Пушкин недолюбливал саму русскую речь без грамматической ошибки . А в отношении детей непросто симпатизировать их поведению без какой - нибудь чертовщинки в ней , поспешно переименовав её в расстройство. О детях - либо хорошо , либо ничего . Если же поведение ребёнка описать в психиатрических категориях , можно невольно спровоцировать отчуждение родителей от их же собственных возможностей и вкуса к практическому пониманию своих детей , от методов руководства ими , их развитием , от готовности и возможности полноценно отвечать за них, за специфичность их поведения : за психиатрические терминологические флажки сложно выйти не то что родителям , но и самим психиатрам . Голым оказаться не любил ни один король ; Для психологии же исходно всё есть целостное ценностно ориентированное , ценностно и природно организованное поведение . Это очень кропотливая работа - прорываться вместе даже со взрослым человеком к его смыслам , не закатывая их феназепамом . Психолога не в первую очередь беспокоит , на какой генетической "пуговке " пристёгнуто поведение . Забота психологии - о степени , качестве , динамике осмысления этого поведения , принятия посильной и адекватной ответственности за его содержание , за качество онтогенеза как самим ребёнком , подростком , так и его родителями , и специалистами по психологическому , педагогическому , внемедицинскому сопровождению онтогенеза поведения здесь и сейчас ( развития индивида , личности ) при любом его качестве и потенциале , будущем ; Подчеркну : этот пассаж именно о поведении , а не о всех реальных детских заболеваниях , проблемах здоровья . Конечно , если бы я представлял психиатрию , я бы каждому ребёнку , вероятно , ставил СДВГ - и наукообразно , и безопасно . Рано или поздно ребёночек подрастёт , перейдёт в другой департамент психиатрии и диагноз сам собой отпадёт . А дальше уж пусть коллеги напрягут голову , какой психиатрической " изюминкой " его окрестить в дальний жизненный путь . Ближайшая подсказка - шизофрения . У всех на слуху , всем уже привычна , коротко и легко проговаривается. Осталось дополнить её каким - нибудь художественным безобидным эпитетом и пользуй её на здоровье . Например , социально безобидная , социально инфантильная , с компонентом социальной конструктивности , социально адаптированная , интеллигентная , дефицитарная , псевдо -, демо- , с божим даром в анамнезе и т.п. шизофрения . И - торжество науки , и людей не вгоняет в ступор . Шутка. Установлено , что у психиатров , поставивших детям хотя бы 100 диагнозов СДВГ , начинает развиваться эмоциональное выгорание. Ещё одна шутка . И обе - с намёком . В общем , как сказал классик , " тщательнее надо , ребята , тщательнее ..."
О родителях маленьких пациентов. Любые деньги заплатят за покой , психологическое благополучие детей. Хоть какой - нибудь детский диагноз для них успокоительнее , чем мысль , что поведение их ребёнка " тайна сия великая есть " . Но парадокс практической детской психологии в том , что основной массив психодиагоностики детей и особенно психокоррекция и психотерапия в ней опирается на Игру, и проводится через индивидуальную Игру, хоть и специфически выстроенную, в отличие от развивающих игр для здоровых детей. На одно только создание сценария для психологической коррекции проблематики конкретного ребёнка требуется масса времени , не меньше , чем написать сценарий мультика для ребёнка . А перед этим ещё и решаем вопрос : повод визита - это проблема родительской тревожности, мнительности , экзальтированности , личной неустроенности или фактическая проблема психики , психологии ребёнка, подростка ? И - в чём лучше ребёнка оставить в покое, а в чём уместно мягко проводить коррекционные меры ? Что в родительских психологических особенностях провоцирует их загружать собственное восприятие собственных детей поиском как бы их "проблематичности" ? А что блокирует родительское внимание к потенциалам здорового развития их питомцев ? Где , например ,их дети так обхохатываются , что самостоятельно и спонтанно как бы забывают - прекращают , например , сосать палец ? Где в ребёнке Дух Детства , а какими нашими взрослыми родительскими "облико морале" мы взаимодействуем с ним? Какие в ребёнке развиваются перспективы , а в чём их тормоза родительских страхов ? Как талантливость ребёнка прочувствовать уже в детском лепете и не обескуражить его занятиями по "раннему развитию" , подготовке к школе ? "Родители ! Напомню вам . Если вы забыли поучиться заворожённо , как ночными звёздами , любоваться поведением своих ребят , уместно и не лишне сначала ваше посещение психолога: возможно у вас Синдром Дефицита Способности Заворожённо - Озорно Шептаться Наедине . Это уже судьбоносно. Доказано : на свете нет ничего милее ,слаще, желаннее и счастливее женщины , способной завораживающе шептаться наедине ! Себе судьбу подправите , а дети , уверяю , от этого звёздной болезнью не заражаются .
И ,кстати, чем лучше понимаешь , какую тактику работы можешь конкретно предложить в конкретной ситуации, тем медленнее, взвешеннее, кропотливее, детальнее её проводишь. Это вообще принцип компетенции в психотерапии : чем больше понимаешь, что и как следует делать , тем тщательнее всё взвешиваешь , скрупулёзнее реализуешь намеченное, чтобы не "лечить" без разбора всё , что попадётся под руку . И корректировать внутреннее психологическое не нахраписто, а так , как буд-то - если смотреть со стороны - ничего и не корректируешь ; И на всё требуется время. И кто из родителей, особенно молодые матери, готов платить такие деньги за то , что с их детьми кто - то много дней и сеансов как бы просто играет-разговаривает ? Не прописал психолог хотя бы что - нибудь из безобидного - и легко может предстать неучем, неумёхой беспомощным . Ничего не выписал, через томографию не пропустил - значит не лечил . Таким может оказаться весь родительский вердикт . Да ещё немое родительское недоумение : ребёнка чуть ли не спасать надо, а с ним всего лишь беседуют - играются . А когда же лечение - то начнётся ? Полагаю, что опекать приходится чаще тех детишек , с кем как раз и не доиграли его близкие взрослые . И которые не наигрались.
Всё это держишь в уме, переживаешь, а всё равно едешь, вникаешь хотя бы лишь для одного : чтобы посильно оттянуть от маленьких клиентов возможную взрослую суетливость с психиатрией, неврологией и психофармакологией прежде, чем мы пристально всмотрелись , дотошно вникли в происходящее с нашими детьми через психологические понятия , категории , подходы , инструментарий.
© 2011. Психолог Дёмкин О.Н.. Все права защищены.