Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

    ( редакция от 1. 2. 2019 г. )          " О нюансах работы в детской ,  подростковой  психологии."

     Они следующие. Как бы скрупулёзно и ответственно ни работал с детьми , редко когда случается однозначно сказать самому  себе, что сделал всё  лучшее и исчерпывающее , достаточное из того , что следовало делать; Это первое. Во - вторых, я не настолько обеспеченный специалист, чтобы уже работать без оплаты.  Но и получать гонорар за работу с детьми  даже при несомненном благотворном результате   неуютно с моральной точки зрения. Вообще,  российские психологи ( не психиатры) в целом , а детские  в особенности, находятся в столь приниженном статусном и финансовом положении, что имеют право за свою работу даже ( а , может ,и особенно ) с детьми получать хоть какой - то  выразительный  гонорар . Вроде бы и церковь уже позволяет себе брать оплату за всевозможную  ритуальную обрядовую  бижутерию ( иконки,  свечки, крестики , благовоние , хлебушек и т.п. ), за  благословения, крещения детей , освящение и т.д., а потом  всю ответственность за происходящее  с человеком в дальнейшей жизни    переадресовывать  строго Воле Божьей : дескать , процедура  наша - ответственность Его ...  А всё равно бывает  неловко, хоть  детская психотерапия далеко не сиюминутный магический ритуал - обряд : в ней необходимо реально дотошно работать - и как работать!  - на зримый результат уже сейчас же и без иллюзии, что кто-то другой потом примет всю ответственность за проделанный тобою труд на собственную Волю...;

        Кому заниматься  с детьми ? Психиатрам или психологам ?  Если  из  поведения ребёнка мысленно   изъять всё , что психиатры  квалифицируют как расстройство  поведения , то  от  поведения , как такового , уже мало  что и остаётся.  Как если бы из человека изъять  всё , что религия именует греховным , от человека немного  что останется даже для ведения психиатрии  . Как известно,  А.С. Пушкин  недолюбливал  саму русскую  речь  без грамматической ошибки .  А в  отношении  детей   непросто  симпатизировать их поведению  без  какой - нибудь чертовщинки в ней , поспешно  переименовав  её  в расстройство. О детях - либо хорошо , либо ничего . Если же поведение  ребёнка описать в психиатрических категориях ,  можно  невольно  спровоцировать отчуждение  родителей от их же собственных возможностей  и  вкуса к практическому пониманию  своих детей , от методов руководства  ими , их развитием , от готовности и возможности полноценно отвечать за них, за специфичность их поведения :  за психиатрические терминологические флажки  сложно  выйти не то что родителям , но и самим психиатрам .  Голым оказаться не любил ни один король ;  Для психологии  же исходно всё есть целостное  ценностно  ориентированное , ценностно и природно организованное поведение . Это  очень  кропотливая работа - прорываться вместе даже со взрослым человеком  к  его  смыслам , не закатывая их  феназепамом . Психолога  не  в первую  очередь  беспокоит , на какой генетической  "пуговке "  пристёгнуто поведение .  Забота психологии - о  степени , качестве  , динамике  осмысления  этого  поведения , принятия  посильной и адекватной  ответственности  за его содержание , за качество  онтогенеза   как  самим  ребёнком , подростком , так и его родителями , и специалистами по психологическому , педагогическому , внемедицинскому  сопровождению  онтогенеза  поведения здесь и сейчас ( развития индивида , личности ) при  любом его качестве и потенциале , будущем ;  Подчеркну : этот пассаж именно  о поведении , а не о всех реальных детских  заболеваниях , проблемах  здоровья . Конечно , если бы я был психиатром , я бы каждому ставил СДВГ - и наукообразно , и безопасно . Рано или поздно ребёночек подрастёт , перейдёт в другой департамент психиатрии и диагноз  сам собой отпадёт . А дальше уж пусть коллеги напрягут  голову , какой психиатрической " изюминкой " его  окрестить в  дальний  жизненный  путь .  Ближайшая подсказка - шизофрения . У всех на слуху , всем уже привычна , коротко и легко  проговаривается.  Осталось дополнить её  каким  - нибудь  художественным безобидным эпитетом  и пользуй  её на здоровье . Например , социально безобидная , социально инфантильная , с компонентом социальной конструктивности  , социально адаптированная , интеллигентная , дефицитарная , псевдо -, демо- ,  с божим даром в анамнезе и т.п.  шизофрения . И - торжество науки , и людей  не вгоняет в ступор  . Шутка.  Установлено , что у психиатров , поставивших детям хотя бы  100 диагнозов СДВГ , начинает развиваться  эмоциональное выгорание. Ещё одна шутка . И  обе - с намёком . В общем , как сказал  классик ,  " тщательнее надо , ребята ..."

    О родителях маленьких пациентов. Любые деньги заплатят за покой , психологическое благополучие детей. Хоть какой - нибудь детский  диагноз для них успокоительнее , чем мысль , что поведение их ребёнка  " тайна сия  великая есть " . Но парадокс практической детской психологии в том , что основной массив психодиагоностики  детей и особенно психокоррекция и психотерапия в ней  опирается на Игру, и проводится через индивидуальную  Игру, хоть и специфически выстроенную, в отличие от развивающих игр для здоровых детей. На одно только создание  сценария для психологической  коррекции проблематики конкретного ребёнка требуется масса времени , не меньше , чем написать сценарий  мультика для ребёнка . А перед этим ещё и решаем вопрос : повод  визита - это проблема родительской тревожности, мнительности , экзальтированности , личной неустроенности  или фактическая проблема психики , психологии ребёнка, подростка ? И - в чём лучше  ребёнка оставить в покое, а в чём уместно мягко проводить коррекционные  меры ? Что в родительских психологических особенностях провоцирует их загружать собственное восприятие собственных детей поиском  как  бы  их "проблематичности" ?  А  что блокирует  родительское внимание  к  потенциалам  здорового развития их питомцев ? Где , например ,их дети  так   обхохатываются , что самостоятельно и спонтанно  как бы забывают - прекращают , например , сосать палец ?  Родители ! Помните . Если вы забыли  поучиться  заворожённо , как ночными звёздами ,  любоваться поведением своих  ребят , срочно к психологу : возможно у вас Синдром  Дефицита Способности  Заворожённо - Озорно  Шептаться  Наедине . Это уже судьбоносно.  Доказано : на свете нет ничего милее ,слаще,  желаннее и  счастливее женщины , способной  завораживающе  шептаться наедине !  Себе судьбу  подправите ,  а  дети , уверяю , от этого звёздной  болезнью  не заражаются .

    И ,кстати, чем лучше понимаешь , какую тактику работы  можешь конкретно предложить  в конкретной ситуации, тем  медленнее, взвешеннее, кропотливее, детальнее  её  проводишь. Это вообще принцип компетенции в психотерапии : чем больше понимаешь,  что и как следует делать , тем тщательнее всё взвешиваешь , скрупулёзнее реализуешь  намеченное, чтобы не "лечить" без  разбора всё , что попадётся под руку .  И корректировать внутреннее психологическое  не нахраписто,  а так ,  как  буд-то  - если смотреть со стороны - ничего и не корректируешь ;  И на всё требуется  время. И кто  из родителей, особенно молодые матери, готов платить такие деньги за то , что с их детьми кто - то много дней и сеансов как бы просто играет-разговаривает ?   Не прописал психолог хотя бы что - нибудь  из безобидного - и легко может предстать неучем, неумёхой беспомощным . Ничего не  выписал, через томографию не пропустил -  значит не лечил .  Таким может  оказаться  весь родительский вердикт . Да ещё немое родительское недоумение : ребёнка чуть ли не спасать надо, а с ним  всего лишь  беседуют - играются . А когда же лечение - то начнётся ? Полагаю, что опекать  приходится чаще  тех детишек , с кем как раз и не  доиграли его  близкие взрослые . И которые не наигрались.

    Всё это держишь в уме, переживаешь, а всё равно едешь, вникаешь хотя бы лишь для одного :  чтобы посильно оттянуть от маленьких клиентов возможную взрослую   суетливость  с психиатрией, неврологией и психофармакологией прежде, чем мы пристально всмотрелись , дотошно  вникли в происходящее с нашими детьми через психологические понятия , категории , подходы , инструментарий.