( редакция от 23. 10. 2019. ) " Об одном суждении психиатра".
"... я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!.." А.С.Пушкин.
".....нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся...." А.С.Пушкин.
Один психиатр, ознакомившись с перечнем моих услуг на этом сайте, изрёк : пора тебе , братец, лечиться у психиатра. Правда , конкретным диагнозом припечатывать меня не стал . Понимает силу Слова и искушения хлестать приговорами. У меня , конечно, мурашки по спине . Но вскоре вернулась способность реагировать не одними мурашками , а нижеследующими размышлениями. Парочка всё - таки живописная , дискуссия животрепещущая : психология и психиатрия . Хочу полемически предположить, что рядом с выдающимися темпами психофармакологического обслуживания населения психиатрией , психология есть тенденция уравновесить эти темпы небанальным качеством и глубиной самообслуживания жизни и поступков индивидуальности . Пациент психиатрии более нетерпелив в отношении скорости наступления изменений в его психике и психологии. Клиент психолога не так прост , доступен и доверчив . Он уже сам себе психолог и не так легко допускает в себя какие - либо изменения внешнего происхождения без его ведома , одобрения , стремясь сохранить некий личный частный смысл вплоть и до проблематичного контекста своей жизни.
Итак, в психиатрии оно, Слово, пока не признано как метод с доказанной эффективностью , как в литературе . Слово подчас таково, что достигает тяжеловесности стигмы (клейма) и , услышав их однажды в свой адрес, человек остаток сознательной жизни может провести под внутренним слоганом: только бы не подумать о "халве" (т.е о диагнозе)...только бы не думать о "халве" ( т.е. о диагнозе)....только бы не думать о..., только бы не думать... Что тоже может явиться неким диагностическим перлом о перспективе его личной и социальной жизни. Поэтому - то лечиться у психиатра я и не готов. По моим представлениям , в наше время современнее и актуальнее звучит рекомендация " поработать с психологом" нежели " лечиться у психиатра". Необходимо хотя бы обобщённо различать психическое и психологическое , как - то позиционировать нормальную характерологию , патопсихологию , психопатологию . И главное , как они взаимодействуют в одном индивиде , прогнозировать . как они будут в своём балансе определять поступки и жизнь человека . Психические проблемы человека вырастают из накапливающихся невнимания, пренебрежения или активного игнорирования психологического дискомфорта , личностной дезадаптации. Мы , люди , в какой - то момент нашей истории стали настолько индивидуально специфичными , что испугались своей же беспомощности перед фактом этой специфичности : ничего подобного ей в природе , а не в социуме , человек не наблюдал . И от этого страха сначала изобрели религию , а вслед ей и психиатрию . Но существование в страхе некомфортно , безрадостно и бесперспективно : ну что такого видит страус своими глазами , погрузив их в толщу песка ? И тут подоспело мужество человечества - Психология , психологи , не пугающиеся ничего в человеке , готовые взаимодействовать с чем угодно человеческим . Чтобы сам человек не пугался собственной эксклюзивности перед тенденцией дожить до пока ещё безжалостного и торопливого социального клеймения диагнозом . Чтобы человек не позавидовал бабочкам - однодневкам , не доживающим до диагнозов от окружающих . Клеймение , увы , массированностью и соблазнительностью его простоты пока ещё превосходит способности мужества придавать специфике индивидуальности социальную прагматичность её достояния ;
Религия общается с человеком как бы через Слово божье . Но его добротное богословское переложение на человеческую речь настолько многосложно и пародоксально неоднозначно , что диалектически обозначает наличие у жизни атеистических и образ мышления , и мировоззрения , и культуры . Но и просвещённый атеист , в свою очередь , способен взгрустнуть по отсутствию божественного руководства тем человеческим , что он видит перед собой . Психиатры регламентируют свои контакты с человеком назначением ему вещества . Психология не загружает психику человека непроверяемыми им лично на практике его собственной жизни мифологемами , не отделывается , не отгораживается от человека пилюлями . Психология погружается в общение с человеком через его собственный индивидуальный словарный запас и содержание его индивидуального мышления , через его ассоциативные образования , будь они сновидениями ли , его характером ли . Психология стремится сглаживать контраст чёрно - белых категорий в восприятии человека и в суждении о нём .
Психиатры , конечно, нынче доминируют. В системе Минздрава нет ни одного исключительно Психологического диспансера , хотя бы экспериментального , в который " не ступала нога" таблетки , в котором психологи работают не подмастерьями врачей, прислуживающими врачебным аптечным рецептам , а являются лейб - специалистами, обслуживающими жизнь человека. Таким , для начала организационным и территориальным разграничением профильных учреждений , можно подстраховать здравоохранение от засилья фармакологических , медико - слесарных технологий , пробудить у граждан осознание отличия психиатрического и психологического подходов к пониманию этиологии ( происхождения ) как нездоровья , так и выздоровления , и психического , и соматического ; Сама клятва на Библии в наш век тяготеет быть заверенной ( шутка ! ) справкой районного психиатра. Когда в учреждении три этажа врачебных кабинетов и всего один кабинет психолога , к нему и отношение как к апендиксу в организме : удалять ли - не удалять ли ...... ? И как же тоскливо и неуютно, и в диковину мне так безнадёжно начать чувствовать и представлять себя, и бесперспективно размышлять, и беседовать о себе и о собственном человеческом веке в неподвижных в своей тяжеловесности психиатрических диагнозах - стигмах и категориях, понятиях , даже и в бытовых ( гей , дурак, псих, шизик , дебил и т.д. ) намёках на них. Я люблю в себе , греюсь душой нюансами и переливами моих чувств. И мыслить о них тоже обожаю в нюансах. А их больше в психологии человека, чем диагнозов у психиатрии. В психиатрии как : берётся аспект поведения или восприятия человека и как синдром обозначается одним из диагнозов, как психическое расстройство, психопатология, заболевание . Их в психиатрии , надеясь различать одно от другого, сформулировано порядка 300 ( трёх сотен ! ). Диагнозы психиатрии своей изобильностью способны "поссорить" личность человека с её природным биологическим детерминизмом , сформировать неверие , что биологические права человека превыше социальных . Врач - психиатр готов даже несовершеннолетнему ставить диагноз " шизофрения" . Вдумчивый психолог - никогда . Психология стремится до последней возможности даже шальную мысль , беспрецедентную метафоричность процессов в психике рассматривать ещё как способность , как особенность , как регресс специфического таланта , если хотите , в здоровой психике , а не как симптом уже эндогенного душевного расстройства. В психологии броуновское движение в психике ещё не симптом патологии . В психологии, в психологической психотерапии подход таков : берутся во внимание те же , допустим , 300 , но - нюансов ! - поведения человека и корректируются , перерабатываются уже в Образ его жизни, приемлемый качественно и содержательно , в доступной мере желаемый для самого этого человека в обстоятельствах его актуальной социальной жизни. Я успокаиваюсь именно в них, моих нюансах, их изобильности, лелею их ,какими бы они ни случились, их поведенческой безопасностью и безвредностью для окружающих. Пусть даже и с приливами некоего посильного для человека страдания ( не трагедии) в них, как заметил А.С.Пушкин. Он , мне думается , был опытнейшим человеком и великим ценителем именно нюансов в движениях жизни. И я склонен к тому, чтобы его поэтическим строчкам довериться , а в диагностический вердикт психиатра вдуматься, как и завещал классик.
Сначала было слово. Для сигналов, команд, речи, философии,для поэзии, для нюансов обыденной жизни человека, религиозной мифологии , наконец , - но совсем не для диагнозов . Без слова даже не понять молчание : оно ещё "золото" или уже признак характерологического " котла с паром " , скрытность или умиротворённая мудрость ? Попробуйте своё чувство сначала назвать словом "любовь", а потом словом "amour". Это два слова об одном и том же человеческом чувстве. Но под каждым из них вы почувствуете в себе самом нечто ментально слегка различное . Это мизерная иллюстрация влияния слова. Диагнозы же - это уже поздние применения Слова, порой недоразумения, порой спешка и суетливость, верхоглядство самодиагностирующегося ли , рефлексирующего ли человека, напуганного самим собой ,специалистов ли при складывании слов в мысли. Или дитя нашей собственной пугливости перед переживанием прелестей и мощи глубинных истоков и истин нашего же собственного внутреннего мира. Диагноз же, и особенно самодиагноз, на мой взгляд, лишь подсказывает нам, что мы изначально как-то неловко и неосмотрительно обходились со Словом в адрес собственных чувств, что-то не то совершили под влиянием Слова в нас , о чём-то не доосмыслили , не прочувствовали в себе ли, в другом ли человеке. Мои же добрые собеседники, лёгкие моему сердцу, пока не из когорты психиатров. Они не тяготятся разговаривать со мной о наших бесконечных нюансировках вне безоговорочных окончательных диагностических суждений о них, и вовсе не об уровне дофамина-серотонина-норадреналина - адреналина в нас. А разговаривают со мной о том, как я , мы ими сумели разумно и гуманно распорядиться. Они не спешат. И ещё я обратил внимание : глубокий человек в медицине не лоснится самодовольством от сакральности изречённого им.
А за что же моё спасибо тому психиатру ? За очередное напоминание мне о моей профессии: не разбрасываться в ней словами. За них можем претерпеть и слушающий их ,и я сам; За напоминание , чем именно психолог и должен качественно отличаться от психиатра : контекстами , интонациями , пластами социокультурных смыслов Слов. Словом, которое не "опечатывает" психологию слушателя : вот тебе диагноз и ,дескать , больше и думать тут не о чём. А, напротив , оживляет собой лучшее чувство человека - к самому себе , терпимое - к людям, к миру, убеждая его вновь и вновь пользоваться им в отношении себя, окружающих, купать в них, порой, хотя бы себя и своих близких, сказал бы я; В давние времена язык до Киева доводил, в наше время язык, и свой и окружающих, способен привести и в Университет, и в психиатрическую больницу. Я иногда полагаю, что психология дистанцировалась от психиатрии из неудовлетворённости её тяжеловесностью, её педантизмом, корпоративной брутальной консервативностью, от её забывчивости , начав с однозначно душевно больных людей, эволюционировать в естественно - научном недирективно - диагностическому мышлению о здоровье человека . Психология эволюционирует к презумпции индивидуализации понятия психического здоровья . Иные как бы психические расстройства психология призывает рассматривать в первую очередь как эрзац - формы психологического здоровья . Например, психологические защиты . С психологическими травмами , не давая им сформировать стигмы , работать как с моментами изменения качества психологического здоровья и возможностей личностной динамики. Психиатры , присоединяйтесь ! И я полагаю, что целостное представление о человеке через мифологию, религию, философию, медицину и психиатрию в наше время переходит к медицинской психологии , иллюстрированной в современном киноискусстве , на театральных подмостках , в современном искусстве в целом . В будущем - предположу - это представление будет концентрироваться в социальной психологии, психологии индивидуальности.
Психология - элитный инструментарий медицины . Но это осознание ещё на начально низком уровне и у государства , и у человека . Без авторитетной поддержки государства редкий человек самостоятельно придёт к такой мысли о значении психологии для его здоровья, как и " редкая птица долетит до середины Днепра" . Пока психология ещё стесняется психиатрии , как школяр в первых самостоятельных шагах робеет перед собственным мэтром , опасаясь обидеть его значимостью собственных перспектив. Смущаясь перед многосложностью своих задач , она ещё оглядывается на неприкасаемую психофармакологию, на парадигмы психиатрии : а вдруг и правда, что здоровых людей нет - есть лишь недообследованные ? Она ещё старается им угодить , особенно в клинической психодиагностике , доминированием методик диагностирования нездоровья в ущерб психодиагностике детерминант и доминант оздоровления и развития. Психология ещё побаивается показаться самонадеянно смешной , взяв в основу смысла собственного действа парадигму Максима Горького " Человек - это звучит гордо " и практическую её реализацию. Психологов ещё потряхивает : а вдруг их самих примут за параноиков - шизиков ? Психология ещё не так отважна и тонка , как искусство, чтобы искать среди людей потенциальных Ньютонов, Джордано Бруно , Леонардо-да-Винчи, Ромео и Джульет от природы и считать этот поиск своей главной гуманистической задачей . Психитрия никогда не ставила своей целью помощь в достижении человеком комплекса внутренних чувств , отражающихся на лице улыбкой Джоконды , а в фигуре статностью Давида ( Микеланджело). Психология готова к этому .
Если психология приблизится к способности объединить душу русской женщины ( а , может, женщины в принципе ) с улыбчивостью Моны Лизы , она поможет национальному чуду света стать всемирным достоянием .
.......Остапа понесло ! . . . . . . .
Психология ещё и не подступалась к своей задаче определения характеристик человека доброго от рождения , от природы . Феноменальный вопрос , что такое добрый от рождения человек ? Я пробую его представлять себе как человека , с природными психическими задатками обширнее средневидовых для углубления гуманистического ( не манипулятивного ) способа эволюции всего рода человеческого . Не для задач социал - дарвинизма , даже не для генной инженерии , а в противовес им для вопросов гуманистического социал - эволюционизма . Но " безумству храбрых поём мы песню !" ( М. Горький ). Это о психологах и их клиентах , не побоявшихся довериться направлению мысли , заданному М . Горьким . Абсолютно бесстрашных в этой вере уже миллионы, Например, родителей своих детишек , хотя бы до раннего их подросткового возраста. А среди психологов это пока не массовое явление . Не бойтесь вырастать из психологической ортодоксии. Великие представители научного познания половину жизни посвящали изучению лишь отдельных рефлексов у животных на лишь дифференнцированые физические раздражители и завещали не бояться изучения человека как мир , как Мир интегрального поведения в мире материальных и метафизических влияний из окружающей , уже не лабораторной , реальности не раздражителей , но обстоятельств и потенциалов.
Психиатру что ни скажи - он стремится " дотянуться " до какого - нибудь диагноза - финиша. И чем расторопнее , тем, как считается, квалифицированнее. А уж из психиатрического диагноза через фармакотерапию " дотянуться " до здоровья очень проблематично . Психологу же - чем с ним ни поделись - всё есть Поведение , точка роста и начало коррекции , обновления психологической динамики . Для психологии всё есть индивидуальность и специфичность личности , индивида . Для психиатрии психопатия - однозначно диагноз . Для психологии она в своём возникновении , происхождении есть гипотеза и предлог вдуматься в неё как в глубоко законспирированное чувство, с которым индивидуальность "оставила себя наедине " в ущерб собственному социальному статусу и реноме психически здорового человека в современном представлении о норме и патологии этого здоровья ;
Но ответственность , конечно, давит ....Ты в профессии один на один с человеческой судьбой , а за спиной у тебя никаких Абсолютно Достоверных Непогрешимых Протоколов и Безукоризненных Алгоритмов .
Мы и стесняемся по - разному . Психиатру стыдновато не поставить диагноз на первом же приёме . Психологу стыдно сорваться на лексику психиатрии , спасовав перед психологической эксклюзивностью своего клиента. Утрирую, конечно, немного для дискуссионности ....... Но и с нетерпеливым психологом мне было бы спокойнее : даже опустив руки от бессилия помочь, он способен удержаться и не переадресовывать клиента к психофармакологии, соблюсти принцип "не подсади". Мне думается , что этот принцип актуален и для современной медицины продаж в целом. В практическом соблюдении он для личности врача психологически более трудоёмок , нежели принцип " не навреди ". Изобретение героина, например, всего столетие назад воспринималось "подарком" для военно - полевой медицины. Цену же этому "подарочку " мы осознали лишь с недавнего времени. Где те одно - двух столетней давности пороховые войны, и где современные героиновые ? Изобрели пенициллин - готовьте человечество к проблематике ВИЧ/СПИД. И так по кругу . Человек изрядно извлёк себя из процесса естественного отбора . Выгораживая себя из процессов соматических болезней , он , вместо современной наукообразной изощряемости в психодиагностике сверхспецифических психиатрических диагнозов , неизбежно испытает оторопь перед социальной сверхзадачей психологической экстраадаптации к обществу и его институтам массы сверхспецифичных долгоживущих индивидуальностей . Наверное, к некоторому времени психофармакология будет готова "загасить" мгновенно любую специфику каждой из наших индивидуальностей . Это - ужас будущего . Ребята из фармацевтического бизнеса уже вошли во вкус (" Аннушка уже разлила масло "). Но уже сейчас сложилась и существует опасность встречи двух невежеств за упаковкой феназепама . Но нам - то что делать ? Думаю вот что : не упрощаем самоосознание сегодня - да не упрощёнными будем завтра. В психиатрии раздвоение личности - диагноз . Психология рассматривает его и проводит клиента через него , как инструмент , как процедуру личностной динамики . Психоанализ сновидений содержит в себе такую же функцию .
Психиатры все конечно же хорошие люди. Мне в моей профессии спокойнее : у психолога посетители - ещё клиенты. Но уже пациенты - у психиатров. Снимем шляпу перед каждым из этих специалистов, кто каждый день держит себя порядочно и не суетно в вопросе : человеческая психика , будущее человека и назначенное психоактивное вещество на их пути. С другой стороны , в психиатрии легче : симптом всегда проблема человека. И от него надо пациента однозначно избавлять. В психологии всё не так однозначно : клинических симптомов, как материализовавшейся психологической проблематики , может ещё и не быть . А всё психическое обсуждается в многочисленных нюансировках его динамики как свойства характера , как причины - следствия , ведущие или препятствующие целям человека , его потенциалам , его отношениям, его смыслам , качеству его жизни . В идеале психолог работает с первичными настроениями - и до того , как они потенциально способны или реально трансформируются в аффекты, в соматические синдромы , в патологию или в органическую психопатологию . В реальности работа преимущественно складывается из усилий на обратное движение от патологии к стабильному и деятельному настроению ; При том переизбытке фармакологии в арсенале психиатров , меня, как бы их потенциального пациента, всегда бы тревожил, настораживал бы вопрос : а насколько, и успевают ли, они вдумываться в это фармакоизобилие, контролируемо ли оно ими и в принципе и в частных случаях? Мне доводилось наблюдать: всего несколько невинных назначений вещества , и человек уже начинает по стеночке - по стеночке отдаляться и от самого представления о Пушкине А.С., и от собственно мышления, и от страданий. Что это было : лечение или способ переждать жизнь в её , извините за жаргонизм , " овощном отделе "? Признаю, что мне ,как психологу, доводилось по несколько сеансов ходить с клиентом вокруг да около его вопроса, чтобы выиграть время до момента качественного осмысления методики и тактики решения клиентского запроса. Меня это не пугало: такое "хождение по кругу " бывает частью практической работы , пока он - круг - не преобразуется в психодинамическую спираль . Мне комфортно от того , что в таких выжидательных моментах я научился избегать необратимого психологического травмирования клиентов. И в случае неудачи нашего общения, клиент всегда сохраняет возможность с другим психологом начать работу с изначальной диспозиции по личному вопросу ; В психологии проще воздерживаться от корпоративного , кастового отношения с клиентом . Признавать ограниченность своих профессиональных компетенций очень неприятно. Но и советовать прямым текстом человеку лечиться у психиатра превосходит уже мои представления о профессиональной этике психолога. Как , например, Науке на неизвестный ей вопрос уже невозможно отсылать за ответом к Религии, хотя вся Наука и вышла из монастырской парадигмы познавания мира . Наука или Религия, психолог или психиатр - это личный выбор человека. В психиатрии мне лично было бы жутковато : всего 1 - 2 поспешные процедуры и начать всё заново ни у кого уже возможностей может и не остаться. Человека , конечно же, не выбросят . Но ощутим его риск завершать жизнь в пределах растительных ощущений от неё.
Знаю, что страдание и мысли гения и страдания и мысли простого человека качественно могут разнится . И называть или не называть жизнью меру их отсутствия или присутствия, каждому из нас предстоит решить самостоятельно. Помня , однако же, как этот вопрос решил для себя самый , пожалуй, душевно благополучный русский поэт .
© 2011. Психолог Дёмкин О.Н.. Все права защищены.