Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

       9.07.2016.  " Социальный гипноз и индивидуальное сознание. "

     Все общества, социумы, государства ставят , формулируют перед своими членами, участниками, гражданами крупные, грандиозные, фундаментальные общественные,социальные , гражданские ,государственные цели, задачи, миссии. Отчасти в форме, несущей в себе сильнейший эмоциональный заряд, возбуждение, энергию. И без сознательного отношения со стороны индивидуальности, личности эти задачи могут запечатлеться в психологии человека как полугипнотического происхождения, т.е. маловариативные по возможностям их организации и реализации отдельным человеком  Я полагаю, что отдельному  человеку целесообразно  работой собственного сознания найти, выработать ,сформулировать для себя адекватную. адаптивную, продуктивную , целеустремлённую стратегию  индивидуального поведения  в форватере такой общественной задачи, миссии.

       Проиллюстрирую своё соображение на конкретной ситуации следующей исторической эпохи. В первые дни Великой Отечественной войны была написана песня, ставшая её гимном : " Священная война "  ( А. Александров, В. Лебедев  - Кумач ). Когда её слушаешь невозможно не впитать её эмоциональную мощь. 

      А в припеве этой песни , повторяющемся 7 раз, есть следующие слова : " Пусть ярость благородная вскипает как волна - ...", на которых и захотелось задержать внимание,  . Не дело психолога , быть может, давать советы поэтам,  править их строки. Но, захотев гипотетически пофантазировать, я  эту конкретную строчку припева предложил бы видоизменить на , например, следующий  вариант : " Пусть удаль молодецкая ведёт нас на врага - ...." Или на " Пусть мудрость командирская ведёт нас на врага...." в следующем припеве. В каждом последующем из припевов я  вкладывал бы варианты психологического настроя для слушателей .  Общенародная задача спасения страны, культуры, нации, государства сопровождается адекватным ей психологическим обеспечением для каждого её участника. Моя логика такова : ярость - не лучшее аффективное состояние солдата при противостоянии  с врагом. Она сужает сознание  человека, восприятие им деталей ситуации, пространства, течение времени боестолкновения, собственных боевых возможностей и вариантов  поведения в бою, делая это поведение судорожным, ориентирующимся исключительно на физическое выживание, выключая из него общественные и личные человеческие смыслы. Мне думается, после яростной схватки в психологии её участников доминирует ощущение " уцелел, выжил " над чувством " победил". Спецназ никогда не делает ставку на силу ярости его бойцов - всегда на техническую подготовленость и на их психологическую устойчивость -  осознаваемое самоуправление -  в ситуации вооружённого противоборства.  Я предполагаю, верю, что если бы миллионы красноармейцев и , тем более,  гражданских  ополченцев, сознательно, индивидуально, приняв  в себя общественный эмоциональный смысл песни,  начавшейся войны, но  в  качестве индивидуального стиля поведения в бою всё же отклонили бы яростность, а выбрали бы "удаль молодецкую", " мудрость командирскую", то наши потери могли бы быть ну хоть на 0,5 - 1 % меньше. Удалой , эмоционально воодушевлённый в отношении собственного человеческого потенциала , человек - другой  воин, нежели разъярённый человек. Надо помнить, что любую неоспоримую общенародную задачу , по природе своей обобщённости вынужденно содержащей элемент формата массового гипноза, конкретный человек решает в индивидуальном поведенческом взаимодействии с другим, с другими  конкретными людьми, в реальных очень конкретных  обстоятельствах времени и  среды, пусть даже и в столкновении с врагом. И ярость от внешнего побуждения  будет в ней не лучшей эмоциональной энергией, поведенческим мотивом.

  Это  лишь моя гипотеза, предположение, не абсолютно достоверное ,конечно же, психологически априорное. Но что - то в нём в отношении баланса социальных эмоций , приподнятости  социально - гипнотических состояний  масс и индивидуального сознания отдельного человека  в ней мне представляется заслуживающим  размышления, учитывания. Баланс этот и назовём  степенью зрелости  личности, социализированного  индивида. Общество человеку - задачи. Человек обществу -  психологически выверенное  поведение в них.