Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

      редакция от   24. 03. 2019 г.           " О моём понимании  элементов  и содержания психотерапии."

    На этой странице я постараюсь объясниться вам  о  моём  видении некоторых формальных и содержательных сторон  психотерапии, психологической коррекции, психологической реабилитации.  В нескольких предложениях, тезисах, мыслях, чтобы из них у вас сложилось некоторое исходное представление, что они могут представлять собой  в моём исполнении, к этому ли вы готовились во встрече с психологом , в этом ли  нуждались, на это ли был ваш расчёт  и клиентский заказ ...... Конечно , массовой психотерапии  трудно  состязаться  с  механизмами  естественного  отбора  и  с давлением  социал - дарвинизма  . Но  в  индивидуальном  штучном  исполнении  психология  имеет  возможность  быть  состоятельной . Психолог , включённый в лечебный процесс , страхует высокотехнологичное  здравоохранение  от скатывания к  парадигме   ветеринарии .  И вот как это я себе представляю .

         Это  часто  - не  быстро . О психотерапии  невозможно  начитаться . Ею можно только наговориться . Как  запойное  чтение  нот  в музыкальной библиотеке  не может  заменить  восприятие  живого  звучания  музыки по этим нотам  уже в филармонии . Чтение всегда моно , звучание - симфонично , полифонично . И  кухонные  разговоры  до первого же рецедива страха звучат иначе , чем  общение  с личным психологом .

    Тексты  , перефразируя классика ,  спасут мир.   Тексты  человека  о  самом себе , в принципе , выручат  и изменят человека . Заболевают  от  сверхценных  и незыблемых   ответов  на все  вопросы . Выздоравливают от  глубоких  беспощадно  умных  вопросов  к  самому себе .  Формирование, составление таких текстов лично  клиентом , личностно  адаптированных  к контексту  его  же жизни , и есть фундамент  психотерапии .  Психотерапия  - это качественное раз за разом пересказывание  собственной жизни .  Если при этом не проходит симптоматика , не меняются чувства , содержание вашей жизни , значит вы  не тем , не о том , не то , не так пересказываете . Сторонние умные мысли легче забываются , нежели собственные мысли о себе самом - если есть незабываемые мысли о себе , то они именно из последних .  Хочу  подсказать в первых же строках  , что термин "психотерапия" в нижеследующем тексте  я тщательно отделял  от термина "врач", подразумевая  чисто  гуманистичный  аспект  психотерапии  без  лекарственного  её  обрамления .  Оставив только сочетание "врач - психиатр".

         Представим себе такую   картинку природы : 22 декабря. День зимнего солнцестояния. Зима. Стужа. Колючий ветер. Вьюга .Сугробы. Обледенение или снежная каша под ногами. Дни первородно крохотные, пасмурные преимущественно. Ночи долгие. Одним словом :

            " Ночь, улица, фонарь, аптека.

              Бессмысленный и тусклый свет. 

              Живи ещё хоть четверть века ,

              Всё будет так. Исхода нет ." ( А. Блок ) .

    Мы укутанные, съёжившиеся, озябшие томительно топчемся на остановках транспорта, либо торопливо перебегаем от дома до магазинов, садиков, школ, до наших работ с мыслью, да когда же это наконец закончится ? Да за что же нам такое наказание и маета? И т.д. и т.п..  Хоть  прекрасно умом и понимаем, когда :  22 июня. И теперь представьте уже эту вторую картинку природы  - 22 июня. День летнего солнцестояния. Лето. Теплынь. Свет. Ночи крохотные, а то и вовсе белые. Дни долгие и ласковые к нам. Солнышко на голубом небе. Травка. Зелень. Тёплые реки , озёра и  моря. Райские кущи . Пир души и тела. Бальзам для наших чувств. Нега. Мечты. Мы в шортиках, маечках, плавочках, платьицах, нагишом. Гуляем, загораем, играем, нежимся в воде и на солнышке и  в наших ощущениях от самой жизни;  Вот два противоположных для нас астрономических состояния природы. И между ними ровно 6 месяцев,182 дня. День за днём в природе свершаются незамечаемые  нами  физические процессы , изменения. И никто не возьмётся объявлять, что , например,  20 апреля заканчивается в 18.00 зима и  в 18.01 начинается лето.  В феврале может быть оттепель. Но мы не обманываемся - это ещё не весна. И в июне могут пожаловать ночные заморозки. И мы опять же понимаем, что это уже не возвращение зимы. Но в день зимнего солнцестояния 22 декабря  мы , к  гадалке не ходи. осзнаём : через 182 дня  всё кардинально переменится . И однозначно, и явно.  Это о переменах в природе, как и каким образом они происходят.

         А в психотерапии , в динамике психологических изменений  всё не так линейно, арифметически не предопределено и не  выверенно по срокам и по явности. Психология работает над убедительностью доводо психического здоровья человека для  клинического благополучия его тела .С исходным и конечным пунктом психотерапии в теории более - менее понятно. Это - состояние "зимнего солнцестояния " и  "летнего солнцестояния" в нашей психологии, в психике. И в то же время принципиальный момент : конечный результат , конечная цель в психологии всё время динамически развиваются , отделяясь от первоначальных ожиданий к ним , от исходных представлений клиента о них. Сеанс за сеансом, занятие за занятием , сессия за сессией    мы вносим в нашу психику, психологию невидимые,  неявные изменения . Но никогда недвусмысленно невозможно сказать, когда же исходное состояние психики приближённо или окончательно  перейдёт в конечное ожидаемое качество, в результат и цель психотерапии. Сколько же сеансов это может потребовать, сколько времени занять? И могут ли психические перемены в нас , в наших отношениях  являться такими же явными и кардинально противоположными, какими они воспринимаются нами в природе  22 декабря и 22 июня ?  Эти показатели оцениваются субъективно самим клиентом. С одним клиентом кропотливо доходишь до " апрельских", назовём их так,  психологических состояний , и он констатирует, что с ними  уже можно жить, что это уже можно назвать результатом и достижением психологической  коррекции. С другим требуется обязательно дойти до "июньских" качеств  эмоциональных состояний, чтобы они могли быть   признаны клиентом удовлетворительным результатом работы с психологом. Третий клиент , казалось бы уже с "летним солнцестоянием" в душе , не может никак возрадоваться этому приобретению  и изредка  предпочитает  откатываться в ностальгию по каким - либо впечатлениям времён "зимнего солнцестояния" . А зачем ? Во имя чего ? К каким таким его прелестям ? Разгадываем и этот психологический кроссворд . И постепенно открывается , что не к прелестям самого " 22 декабря " , а к ассоциирующимся с ним по календарному соседству , по близкорасположенности  радостям 1 января, ностальгически возращается  клиент , т.е. к Новогодним надеждам на что -то новое, счастливое, чудесное и ,главное, в нематериальном, неопредмеченном, каком - то неодушевлённом , в философском ,  запретно - недосягаемом их виде. Вот такая дополнительная  задачка для психолога : привести жизнь  человека в "летнее солнцестояние" души без потери в ней психологических отголосков  Нового Года ( особенно, если они детские ), отделив их от зимних телесных  ощущений . И о каком 100% результате , абсолютных гарантиях и конкретном сроке в таких случаях ответственно можно вести речь ? Только о доверии, что мы с вами  обязательно отойдём от " 22 декабря" и непременно в сторону " 22 июня ", и настолько далеко , насколько у нас достанет и квалификации, и потенциала, и терпеливости .  И что дорогу осилит идущий по ней психолог, которому вы доходчиво, по возможности исчерпывающе объясните , что такое  для вас ваше личное  психологическое " 22 июня "  и зачем, для каких целей и чувств  лично вам туда невозможно не  идти. Возглас клиента : " Остановись , психолог . Я - прекрасен ! " можно считать критерием  адекватности  психотерапии . Вопрос , в каком же качестве , намерении , целеполагании человек нашёл себя прекрасным, это уже вопрос его индивидуальной морали , нравственности , этики .Участвовать или не участвовать в этом - это уже вопрос к этике психолога.

     Случается , что  психотерапия напоминает  работу  умопомрачительной  парадоксальности  по преобразованию  чувства ужаса и отчаяния в душе клиента в пищу для его же собственного эксклюзивного размышления . Психолог порой необходим именно для этой работы и тогда , когда книжной пищи для размышления уже недостаточно для жизни, а требуется  именно  сведение  аффекта клиента лицом к лицу с  его размышлениями  об этом аффекте . На дне сознания в депрессии  бывают заметны  искорки  - подсказки  для рождения главной веры в себя . Не  случается никакого прорыва к самоуважению  и к любви к самому себе , пока  не  начнёшь качественно  нечто в себе же самом  презирать : на  способности к такому презрению и начинается появляться самоуважение .  Условно говоря , не становятся первыми , пока не прекращают ликовать  от  себя , как от  второго режиссёра аж !  у  самого  Н. Михалкова. И попробуйте вникнуть , это  эффект от гордыни  или  от законного  чувства  гордости  за  себя ?  Отличимо ли первое от второго ?  И что из них детерминирует ваше поведение ?  И возможна ли энергия одного без энергии второго ?  Качество проговорённого о самом себе и трансформируется в психотерапевтический  эффект . А неискушённая   " кухонная " свобода  слова  рискует   быть в сердцах  истолкованной как  шизофрения .  Щекочет нервы   , а не прибегать к  свободе  самоинтерпретаций  непродуктивно и - приходится просить и как бы "шизофрению" , так сказать , "порассуждать" с нами  о ней самой . В работе с психологом всё корректно переводится на личности , чтобы  элегантно избегать этого в реальных отношениях . Психоанализ , как бы устрашающе ни воспринималось  название  этого метода , пригоден и как психопрофилактика , если в отсутствии клинической проблематики  его нацелить на вольную интерпретацию человеком самого себя в сопровождении психолога .  Курение , может быть,  и убивает . Но умолчание  - замучивает .

    Врачи разбирают организм человека на мельчайшие органические структуры , каждая из которых , вплоть до последнего энзима, имеет своё наименование. Поэтому врачи легче понимают друг друга. Психолог один на один с такими психическими и психологическими нюансами , почти эфемерными , метафизическими субстанциями, что не всегда и для коллег их возможно вербализовать и донести  до их понимания .  И посредством этих полуименованных феноменов психологу предстоит организовать способность личности пациента доказать , убедить каждую клеточку заболевшего организма необходимость её выздоровления, что у неё есть смысл выздороветь и жить здоровой, что она не пожалеет , если выздоровеет, не разочаруется в жизни в состоянии здоровья. Заболевает тело , оздоравливает  же его личностный потенциал человека . От инфаркта можно убежать , если личность человека представит цель, смысл и к чему человек должен в итоге прибежать : к тому , в чём он заболел , или  к какому - то новому собственному психологическому качеству . Есть клинические состояния , когда смерть воспринимается больным как избавление себя и близких от страдания. Психолог вынужден дойти и до рассмотрения "доводов" от смерти : что ей есть предложить человеку ? что она , как бы , обещает человеку ? насколько обоснованы и неотразимы её аргументы?  Например , претензии опухоли на организм и жизнь пациента . Придираемся к смерти , пока не возьмём её на измор .  Такой подход очень легко склоняет  обозвать  его как  шизофреничный  и отстраниться от  него во избежание  вопросов о психическом здоровье  самого психотерапевта . Но даже у шизофрении , отделив её изощрённые нелепости , приходится присматриваться к  её  изобретательности . Есть хорошая поэтическая иллюстрация к такому психотерапевтическому приёму : новелла "Смерть и воин" в поэме А. Твардовского  " Василий Тёркин ". Оказывается , не такие  уж фатальные  болезнь и   смерть , если  квалифицированно порасспрашивать и поговорить с пациентом о них  с позиции его личностных смыслов выздоровления. И  помочь пациенту сформировать необходимую и достаточную психологическую  основу для выздоровления , воспринимаемую каждой клеточкой организма как  реалистичную , подкреплённую практическими  поведенческими  тактиками . Медицина  тяготеет работать по протоколам оказания медицинской помощи, исключив максимально человеческий фактор. А в личностно - ориентированной психотерапии  в психосоматике , а не только при семейной межличностной проблематике , как раз ведущую роль играет не столько сама методика по протоколу, сколько именно человеческий фактор , личность специалиста , проводящего её . Как - то  этому   противоречию ещё  предстоит быть  урегулированным  . 

    Если в вас  сформировался  страх , что психолог  способен  манипулировать вами , в первую очередь тщательно  определитесь , что вы в общении с психологом намерены принять за результативность  и его успешность и по этому критерию оценивайте вашу   совместную работу .

       Патология , порой ,  предшественница - сублимация здорового . Поэтому она требует считаться с ней и  настаивает  на её кропотливом  изучении  . В этой части психология , не боясь выставить себя на смех курам  и ортодоксальной  онкологии , готова представлять  и описывать  даже и опухоли  -  не упадите со стула  - как  некий  психологически   концентрированный  "коррупционный сговор "  определённых  клеток  организма с неким  составом  личностных особенностей , характерологических  акцентуаций , черт     человека . Рак  может тяжело не сдавать своих агентов  в характере больного . Придётся  тщательно  всматриваться  и исследовать , что в характерологии  пациента  патогенетически  соединено  с патологией , а на  каких  феноменах  в его  личности может  воспрянуть мотивация на лечение и развиваться психотерапевтический процесс . Можно попытаться . Но с чем  " дружить"  до могилы  ,  с чем расставаться - с здоровьем , жизнью или с болезнью - решает окончательно  всё - таки  подсознание  пациента . Если  подсознанию  некоторые его характеристики окажутся настолько дороги , что "Оно"  готово унести их нетронутыми с собой в могилу , что ж , "бодаться" с выбором  человека не станем . Если  человеку не противна  жизнь  в себе и для себя , психология готова потрудиться над воссоединением  её с любимыми избранными чертами его характера . Полные гарантии, что  "Оно"  уже может быть доступно нам в   объёме и содержании , достаточном для психотерапии  онкологии , для психологии  пока недоступны . Психологи  такой  квалификации  во  "взрыве"  фармакотерапевтической  медицины останутся штучными .  Как и доверие  такой же глубины  со стороны пациентов  к психологии тоже . Имеется , конечно , одна гарантия : кто - то  из врачей  , прочитавших  этот абзац , поимеет  возможность  гомерически  похохотать .  Но бешеных денег ему эта великая  здоровая  возможность  не будет  стоить. Стоит читать далее тому , кому  сейчас не до смеха .

       Но посмеяться возможность есть и над этим абзацем .  Психология могла бы сопровождать человека и при проведении им превентивного профилактического , лечебного голодания при депрессивных состояниях  вместо назначенного ему курса антидепрессантов . Но кто же в депрессии поверит психологу : в такой проблематике вера в КУРС  лечения антидепрессантами перевешивает  надежду на лечебный ОБРАЗ  жизни , питания , личных отношений . Особенно , если  он уже в психологических руинах .  Психологические руины - это я о депрессии . С социалистической  ментальностью в правилах капиталистической парадигмы жизни  это и случается , и , отчасти ,  неминуемо . Поименовав  нечто  в себе депрессией , человек мыслит собственное выздоровление именно  локальными  КУРСАМИ  , а не ОБРАЗАМИ  на все времена личной перспективы .  Психология же преимущественно ориентируется на работу с ОБРАЗАМИ  , нежели с КУРСАМИ .  В депрессивные  , в предынсультные , предынфарктные состояния - верим . Депрессивность , предынсультность , предынфарктность  мыслеформ , характера , черт личности ,  мировоззрения , перегружающие -  как бы "на ровном  месте" -  эмоциональную сферу такими процессами , протекание которых сердечно - сосудистая не имеет прочности обеспечить, - в нас под большим недоверием . Увы , психогенная депрессия очень искусно может  "водить за нос" самую  "светлую личность " среди нас , представляться  нам светлой поэтической одухотворённостью , о которой мы могли бы заслуженно  мечтать  . Иначе она не была бы депрессией.  Но пойди отличи феномены от одной от феноменов  от другой  -  не GUCCI от ARMANI отличать в принципе . Антидепрессанты "услужливы" тем , что уже и отличать - то становится неинтересно, да как бы уже и незачем ;

         Проговаривайте . Прогресс  в  обществе  движется к парламентскому проговариванию . Психотерапия  эволюционирует  от  " говорения  "гипнотизёра"  к психоаналитическому проговариванию  пациентом и клиентом  собственной психологической истории и собственной  современной  психодинамики .  Эллочка Щукина , проговаривая  свои все  30  слов по 30 раз в день ,  способна психологически оставаться стабилизированнее , чем  глубоко  замолчавший  В. Шекспир , имеющий в своём лексиконе  12000  слов .  Первой  можно  в чём - то и позавидовать по - хорошему . Если психодиагностика ещё может опираться только на невербальные методы психологического исследования , в психокоррекции , в  психотерапии ,  как  даже и в мультиках , первостепенное смысловое значение , порой  , имеет не зрительная картинка , а озвучивание , звучание , качество  музыкальности  проговорения . Кота Матроскина из  " Простоквашино",  Волка из " Ну, погоди !", Волка из " Жил - был пёс " для взрослых зрителей "личностями" делают  преимущественно именно голоса О. Табакова , А. Папанова , А. Джигарханяна . Уберём картинку - а персонажи эти в их характерах для нас всё равно останутся предельно понятными  и в радиоозвучании . Терапевтические установки и мыслеформы  не могут быть сформулированы в абсолютно исчерпывающем  и универсальном виде  ( как  это делалось и предлагалось в настроях Сытина ),  т.к. их содержание и лечебный , психодинамический  эффект неразрывны с процессом  озвучивания ( осмысленным проговариванием )  и патогенных установок личности . Универсальна  только сущность психотерапии : сопоставление , " очная ставка " индивидуальной патогенной психологии ( внутренней картиной проблематики ) с терапевтическими установками ( их вариантами ) предлагаемыми извне , до появления их " музыкальности "  созвучия , музыкального звучания вашего голоса и речи . Именно это обстоятельство и делает психотерапию  феноменально индивидуализированной , ручной работой . Психотерапевтическим , лечебным  "ферзем"  парадоксальным образом может предстать  и та установка , мотив , которую "согласует" патогенная пешка .

      Психотерапия - это и преодоление  сознанием его отчуждённости от подсознательного , их разночтения , так сказать .

     Итак . Наконец .  В общем .  " Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и ....."  - это не всегда и не совсем о психотерапии . И "чистого листа" жизни у психотерапии нет - начинать и продолжать приходится на полях "скомканного".  Но замечательным и окончательным вариантом   бывало и записанное  на полях авторских  рукописных черновиков.